Если в фильмах первой половины 70-х, начиная с «Военно-полевого госпиталя» (1970) и заканчивая «Калифорнийским покером» (1974), маэстро развлекался со всевозможными жанрами, в которых видел лишь шлаковые отложения консервативного Голливуда, то затем, перелопатив их и отбросив за ненужностью, взялся за саму жизнь. Именно сатирические срезы всяких декадентских участков американской жизни — хаотичные, как лос-анджелесский трафик, перенаселенные, как триптихи Босха, сложносочиненные/полуимпровизированные, как вся наша жизнь-игра — теперь принято называть «олтмановским кино».
«Нэшвилл» стал первым из этих трагикомических эпиков (а потом были как минимум «Свадьба», «Игрок» и «Короткие истории»). Бытийственный кавардак, по которому, как дух над грешною землей, порхает олтмановская камера, здесь принимает форму столицы музыкальной индустрии в порыве патриотического угара по случаю празднования двухсотлетия независимости Ю Эс Эй. Дебиловатые политики, зажравшиеся звезды кантри, измученные нарзаном групиз и прочие погрязшие в пороках таланты и поклонники бродят по экрану огромным путаным табором, периодически оказываясь на сцене с микрофоном в руках, чтобы спеть либо толкнуть речь. Как всегда у Олтмана, «реконструкция среза» протекает в аутентичном режиме: из 2 ч. 40 мин. хронометража целый час оккупируют музыкальные номера, один из которых получил «Золотой глобус» за лучшую песню.
Автор текста: Леонид Александровский