Дух огня

Дух огня

Второй год подряд Центр документального кино принимает в своих стенах эхо фестиваля «Дух огня». Все отобранные картины неожиданно образовали друг с другом сеть рифм и перекличек. На фестивалях иногда случается чудо совпадения, возникает полифония. Авторы из самых разных стран словно ведут друг с другом диалог. Программа «Духа огня» в Москве делится на две части: одна посвящена самым ярким дебютам новых режиссеров, а другая представляет собой российские премьеры заслуженных мастеров.

Лауреат Локарно-2017 «Милла» Валери Массадян начинает с малого, с частного. Отправная точка – история любви, отношения пары. Парадокс «Миллы» в сочетании поэтического и документального. Люди здесь растворены в пейзаже, природа невероятна красива, но может быть безжалостна. Другая картина, получившая награду другого – экспериментального – конкурса Локарно, называется «Когда-то здесь была Бразилиа» Адирлея Кейроса. Здесь мы переносимся на территорию фантастического. Режиссер называет ленту документальной фантастикой. Униженные и оскорбленные здесь, благодаря силе кино и вере в воображение, становятся супергероями. Это единственная доступная им форма сопротивления.Только что показанные на Берлинале «Заметки о видимом» Рикки д’Амброуза и «Классический период» Теда Фендта, а также «Сара играет оборотня» Катарины Вюсс из Венеции-2017, объединяют все сквозные темы фестиваля. Кто он – человек 21-го века? Из чего состоит? Как он находит себя посреди безбрежного океана цифровой информации, как соотносит себя с прошлым – будь то модернистское искусство двадцатого века или великие достижения классической эпохи, которая порой видится ушедшей под воду, недосягаемой Атлантидой?

Если перейти к секции «мастеров», то мы счастливы показать «Заму» ведущего аргентинского режиссера Лукресии Мартель, снятый во Франции японцем Нобухиро Сувой «Этой ночью лев спит» и новая работа французского классика Жан-Клода Бриссо «Чёрт нас возьми». Эти фильмы – события крупных фестивалей, но очень хочется избежать так обесценившего себя из-за частого употребления слова «шедевр». Напротив, в них подкупает несовершенство и хрупкость. Эти фильмы сняли известные мастера, но они выбиваются из рамок, сделаны намеренно «неправильно», не по готовым лекалам. Каждый – штучный, существующий сам по себе, заново придумывающий правила. Смотреть их – значит, довериться режиссерам и отправиться в путешествие в поисках нового кинематографа. Бриссо – мистик, фантаст, визионер – продолжает создавать свою уникальную вселенную, где живут бродяжки и маги, святые и грабители, роковые женщины и ученые. Нобухиро Сува работает с уже существующим мифом – Жаном-Пьером Лео, символом французской «Новой волны», постоянным актером Трюффо и Годара. А «Зама» – радикальный эксперимент по переложению неэкранизируемого модернистского текста на язык кино.

Наконец, фильм закрытия московской премьеры – российская премьера «Двух серьезных дам» (1988/2016) Пьера Леона – кода всей программы. Показом этой экранизации единственного романа Джейн Боулз и новаторского VHS-опыта фестиваль «Дух огня» отмечает тридцатилетие дебюта Пьера Леона, любезно согласившегося войти в наше международное жюри.

Борис Нелепо,
председатель отборочной комиссии

Читать далее

Архив событий за 2018 год

Архив событий за 2017 год

При поддержке

logo_evraz.png

Официальное радио

logo_ЧБ-Английский2.pngRadio logo s podstrochnikom [преобразованный].png

Официальный диджитал партнер

LOGO.WORD (2).png

Информационные партнеры

       IK.png   Дилетант logo.png   HELLO_newlogo_sait.eps копия.jpg   batenka_logo.png