BLICK’16: Музыка в кино

BLICK’16: Музыка в кино

Астрид Веге, руководитель отдела культурных программ Гёте-Института в Москве:

Кино нельзя представить себе без музыки. Как ни один другой  жанр, кино живет взаимосвязями движения, звука, голоса и музыки. Из согласия видимых и слышимых элементов  вырастает своеобразие фильма — при том, что есть разные взгляды на функцию и значение музыки в этом контексте. Часто она оказывается подчинена действию фильма, как будто служит для удвоения представленных на уровне драматургии эмоций — но вот, например, Теодор Адорно и Ханс Эйслер настаивали в своем сочинении 1947 года, что музыкальные произведения, созданные для кино, должны сохранять свою самостоятельность, не зависеть от того, что зритель видит на экране.

В рамках кинофестиваля нынешнего года, который называется «Blick’16. Музыка в кино» и который проводит Гёте-Институт, на вопрос о значимости музыки ответить легко. Она занимает центральное место — она и сюжет, и протагонист. Наша программа документальных и игровых фильмов раскрывает самые разные музыкальные культуры — от кубинской музыки сон в фильме Вима Вендерса «Buena Vista Social Club» (1999) до хеви-метала и рока в документальном фильме Норберта Хайткера «Рок-апокалипсис» (2013), от наполненных энергией музыкальных сообществ, находящихся под влиянием одновременно  Востока и Запада, о которых рассказывает Фатих Акин в своей работе «По ту сторону Босфора» (2005), где он следует за главным героем — бас-гитаристом группы «Einstürzende Neubauten» Александром Хаке, до витального многообразия немецкой фольклорной музыки в увлекательной документальной ленте Арне Биркенштока и Яна Тенгелера «Звук Родины — Германия поет» (2012).

При этом на первый план выходят разные аспекты. Музыка становится выражением жизненной энергии, объединяющим началом, особым видом «родины» или знаком принадлежности к определенной группе. И в каждом из подобных общественных контекстов у нее появляется явный, читаемый смысл — и тогда она оказывается уязвимой, доступной для политических манипуляций.

Именно так в перекрестье прицела гитлеровской национал-социалистической расовой политики попали участники вокального ансамбля «Comedian Harmonists» — что в итоге привело к прекращению его существования. Одноименный игровой фильм Йозефа Вильсмайера 1997 года отображает не только конфликт группы с режимом, но и конфликт внутри группы — она слишком долго не хотела отдавать себе отчет в том, как менялась политическая ситуация в тогдашней Германии. «Соло Санни», последний игровой фильм Конрада Вольфа — пожалуй, самого значительного режиссера ГДР — выводит на сцену поп-певицу Санни (у которой есть вполне реальный прототип) — героиню, не готовую приспосабливаться, не желающую жертвовать своей личной мечтой о счастье в пользу коллективных представлений о нем. А только что вышедший документальный фильм «Малийский блюз» Лутца Грегора показывает, как богатая музыкальная среда этой западноафриканской страны, которую часто называют колыбелью блюза и джаза, разрушается под натиском исламистов — и как увлеченные своим делом музыканты ему противостоят, при помощи своей музыки выступают за религиозную свободу в Мали. Здесь музыка — еще и форма самоутверждения.

Фестиваль откроется немым фильмом Вальтера Руттмана «Берлин. Симфония большого города» (1927), кинопортретом Берлина 1920-х годов, где «энергия движения городского организма» уплотняется в кинематографическую симфонию: медленное пробуждение города, суета дня, запечатленная режиссером при помощи многочисленных коротких планов, и вечернее угасание. Показ фильма пройдет в сопровождении живой музыки — не оригинальной партитуры Эдмунда Майзеля, а новой интерпретации известного московского джазового музыканта Сергея Летова. В рамках фестиваля состоится и еще один концерт — после показа своего фильма его сыграют Ян Тенгелер и Арне Биркеншток, которые утром того же дня проведут мастер-класс по разработке сценария музыкального документального фильма. 

Прежде всего молодым зрителям адресованы игровые фильмы «Фанатки на завтрак не остаются» Марка Ротемунда (2010) и «Системная ошибка — Когда Инге танцует» Вольфганга Грооса (2013), где сошедший со сцены исполнитель рок-н-ролла Петер Краус, кумир молодежи конца 1950-х — начала 1960-х годов, с меткой самоиронией исполняет роль старшего друга и дает молодому музыканту советы о том, как нужно строить карьеру. 

Особенность фестиваля «Blick» этого года — возможность в дополнение к фильмам основной программы посмотреть  тематическую подборку игровых и документальных картин в «Синематеке». Среди них — «Голубой ангел» (1930) Йозефа фон Штернберга, «Дело только в ритме» Томаса Грубе и Энрике Санчеса Ланша (2004), «4 минуты» Криса Краусса (2004) и «B-Movie: Шум и ярость в западном Берлине» (2015)- документальный фильм о музыкальной жизни Берлина 1980-х годов.

Архив событий за 2016 год

Архив событий за 2015 год

Архив событий за 2014 год

Генеральный партнер 

logo_evraz.png

Официальное радио

Radio-Shokolad_dark.jpg Radiobfm.jpg

Информационные партнеры