МАСТЕР-КЛАСС ОКСАНЫ ЧЕРКАСОВОЙ «МИФЫ И ЛЮДИ»
ЦДК в Музее Москвы
Мастер-класс

Встреча с Оксаной Черкасовой 
Екатеринбургский режиссер Оксана Леонтьевна Черкасова – сегодня признанный классик отечественной анимации, одна из самых ярких звезд легендарной Свердловской школы. Она родилась в семье репрессированных в лагерном городе Норильске и с тех пор загадочный шаманский Север с его завораживающей аутентичной музыкой и древними мифами стал одним из важных сюжетов ее фильмов. На рубеже 70-80-х Оксана училась в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссёров у великих Федора Хитрука и Юрия Норштейна, а ее первый фильм по чукотским легендам о происхождении мира «Кутх и мыши» (1985) сразу взял приз за лучший дебют. И все следующие фильмы Черкасовой до середины 90-х годов - «Бескрылый гусёнок», «Дело прошлое», «Племянник кукушки», «Нюркина баня» - так или иначе работали с фольклором – чукотским, нивхским или уральским, с призрачным миром духов, заговоров и колдовства, получая призы по всему миру. Фильм «Нюркина баня» по сценарию знаменитой киносценаристки Надежды Кожушаной о предсвадебной ворожбе бабки Нюры, стал одним из самых призовых российских фильмов 90-х годов, собрав главные призы самых престижных фестивалей от Португалии до Японии.

Несмотря на то, что Черкасова в своих фильмах исследовала иррациональный фольклорный мир, для нее была очень важна его точность, «настоящесть», она использовала записи голосов северных старух-сказительниц, шаманскую музыку, а художники ее фильмов (она всегда работала с лучшими – Валентином Ольшвангом, Андреем Золотухиным) всегда опирались на традиционные изображения от резьбы по кости до вышивки или прялочной росписи.

На следующем этапе своей творческой биографии Оксана Черкасова, казалось бы, ушла от так любимых ею легенд к действительности, но на самом деле все так же соединяла в своих фильмах фольклорные сюжеты с почти документальной реальностью. Даже если это был, например, городской фольклор, как в фильме «Наш Пушкин» (1999), построенном на мифах и слухах вокруг Пушкина, или в картине «Человек с Луны» (2002) про Миклухо-Маклая, которого папуасы почитали как божество. Оба эти фильма строились на реальных документах: изобразительно отталкивались от рисунков Пушкина и Миклухо-Маклая, использовали дневники того времени и другие исторические материалы. В сущности, эти картины (особенно «Человек с Луны»), можно считать первыми отечественными опытами доканимации, недаром фильм о Миклухо-Маклае взял Гран-при «Золотой голубь» в Лейпциге на известном фестивале документалистики и анимации.

В 2000-х годах сюжеты, связанные с конкретными историческими персонажами, Черкасова продолжила в фильмах из образовательного детского проекта о композиторах «Сказки старого пианино» - «Антонио Вивальди» (2007) и «Джоаккино Россини. Записки гурмана» (2011), связанном с еще одним фольклорным жанром – анекдотом, на этот раз гастрономическим. А последний фильм Черкасовой, «Купава», снова возвращается к ворожбе, которая проникает в сегодняшнюю жизнь и превращает в красавицу смешную некрасивую девчонку.
расписание
Купить онлайн
Вступить в группы

Генеральный партнер

logo_evraz.png

Официальный партнер

Logo_OpenBank_2016_hor_ru_cmyk-01.png


Официальное радио

Radio-Shokolad_dark.jpglogos-BFM-ru_BusinessFM-white-10y-w.jpg

Официальный диджитал партнер

BURO_logo.png


Информационные партнеры